Просмотр Легенда о четырех Стражах сериала онлайн
Главная О союзе юных экологов Летние школы Лесные школы Речные школы Фестиваль Конкурс Природа и человек Методические материалы Публикации Краеведческие походы Международные проекты Фотогалерея Видеоматериалы Контактные данные

От Волги до Регге
Российско-голландский школьный экологический проект

Все началось 5 лет назад с обычной переписки по электронной почте между двумя учителями биологии. С российской стороны учитель биологии Физико-технического лицея №1 г. Саратова Сосновская Регина Леонидовна, с голландской – Адри Кодде, учитель биологии общеобразовательной школы Регестейн г. Нейвердала. Тем для переписки было огромное множество, все было обоюдно интересно: обучение, программы, педтехнологии, учебники, оборудование, ученики, их склонности и хобби. Очень интересно было сравнивать растительный и животный мир, традиции и обычаи двух стран. Особое внимание уделялось обмену опытом в области полевых экологических исследований, которые проводятся учениками обеих школ на своих местных объектах. Голландские школьники изучают небольшую речку Регге, а наши ребята – разные водоемы: от маленьких прудов до Волги. Идеи экологических исследований одни и те же: «Как живется тебе, речка?», а вот методы, и особенно оборудование, разные.

Существует множество способов определения экологического состояния водоема. Мы на практике с детьми обычно пользуемся общей визуальной оценкой и с помощью биоиндикаторов. Отлавливаем гидробионтов, характерных, для данного водоема, и по определенной методике определяем степень загрязненности воды. Голландские школьники с помощью различных специальных приспособлений, стационарных приборов и химических индикаторов делают это более тщательно и достоверно. Метод биоиндикации тоже используют параллельно. Для отлова гидробионтов есть удобные приспособления, а разнообразные определители, помогают понять, кто обитает в данном водоеме. Сравнение наших методик полевых исследований водоемов стало темой для совместной работы, с которой голландцы заочно (с помощью наших лицеистов) выступили на саратовской городской конференции и получили диплом.

Виртуального общения, даже с помощью on-line конференций, стало недостаточно и решено было встретиться на саратовской земле. В октябре 2010 в Москве, а потом и в Саратове, высадился «голландский экологический десант» в количестве 25 человек (учителя и школьники). Программа была очень насыщенная, гости едва успевали все посмотреть, послушать в одном месте, как надо было перемещаться в другое. Вузы Саратова, школы, музеи, выставки, знакомство с национальной русской кухней, национальный парк «Хвалынский» и многое другое. Фейерверком пронеслись 8 дней пребывания голландцев на саратовской земле, богатой своей историей, растительным, животным миром, традициями, интересными людьми.

Гости были очень довольны встречей и пригласили учителей и лицеистов посетить Нидерланды и их школу в городе Нейвердал. Наша делегация была не такая многочисленная (14 человек). Голландцы тоже расстарались: программа по насыщенности не уступала саратовской: школа, университет, церковь, различные производства, конная ферма, микрозаповедник для насекомых, завод мороженого, зоопарк, океанариум, музеи, экскурсии в Амстердам и Гаагу. Очень интересно прошло в школе мероприятие «Cooking» - приготовление еды: несколько групп ребят сами готовили традиционные голландские блюда, потом настало время описания приготовленного и, главное, дегустации.

Самое главное, что отличает программу подобного школьного обмена от обычной заграничной турпоездки – это возможность непосредственно познакомиться с людьми, со школой, страной, как будто бы «изнутри», а не просто увидеть внешний лоск экскурсионных объектов. Одна из отличительных черт голландцев, с которыми мы довольно тесно общались то, что они по-настоящему верующие, с детских лет регулярно (каждое воскресенье) посещают церковь, эта важная часть их личной жизни. Большинство из них открыты для общения: охотно рассказывали обо всем, что нас интересовало, приглашали в гости в свои дома.

Дома голландцев в том городке, где мы жили, в общих чертах похожи, отражают национальные традиции. Это отдельные 2-3-этажные коттеджи от очень скромных по размерам до больших. У всех большие окна практически без занавесок, у дома гараж на одну или две машины и маленький гараж для велосипедов (у одной семьи может быть до 20 велосипедов!). У многих домов вообще нет заборов или живые изгороди и обязательно участки земли с цветами и различными декоративными украшениями перед домом, на улице или во внутреннем дворике. Только в самом центре Нейвердала есть несколько 3-этажных домов с привычными для нас квартирами.

У голландцев культ велосипеда: все от мала (с 3лет) до велика (за 70) предпочитают перемещаться на велосипедах. Для этого в городе, в лесу за городом, во всех учреждениях все продумано и приспособлено: парковки, размеченные отдельные трассы вдоль автодорог, дорожные правила «Велосипедист всегда прав и пользуется преимуществами». Около школы, например, парковка на 800 велосипедов и отдельная – для машин и мотоциклов. Некоторые школьники приезжают на своих авто, а многие учителя считают более удобным и полезным для своего здоровья ездить на работу на велосипедах.

Приятно порадовало нас, конечно, качество дорог в Нидерландах и в Германии. По автобанам запрещено передвигаться с небольшой скоростью. А больше всего поразила чистота вдоль дорог, в городе, в лесу. Голландцы очень в этом отношении люди аккуратные. Для выгула собак, например, существуют специальные места и отдельные «собакоходные трассы» (они отмечены определенным знаком). На мусорных бачках обозначения, по которым понятно, какой вид мусора, куда кидать. Домашний мусор тоже сортируется по видам.

В городке очень много мест для отдыха: парки, аллеи, площадки со специальными конструкциями для маленьких и спортивные для молодежи и взрослых. Для досуга молодежи существуют дансинги, ночные клубы, кафе. Есть детские сады, но большинство малышей проводят дошкольное детство дома, с мамами или нянями. Рожать предпочитают дома, в больницах только в случае серьезных осложнений. Престарелых родителей и инвалидов не считается зазорным определять на постоянное жительство в специальные очень комфортные дома, где они имеют возможность общения и получают квалифицированный уход и медицинскую помощь.

Несколько слов о школе Регестейн, в ней около 1000 учеников. Само здание очень большое, светлое, с множеством предметных кабинетов, оснащенных по последнему слову техники. Есть двухэтажная библиотека, два больших спортзала, несколько мастерских, отдельный кабинет для индивидуальных занятий с компьютерами, огромная красивая столовая, удобная просторная учительская с множеством столов, кресел, диванов, миникухней. В школе вместе со всеми обучаются инвалиды опорно-двигательного аппарата (для них специально сделан лифт и другие приспособления). Также в обычных классах обучаются дети с дефектами речи, дислексией и др. Обучение ведется на голландском языке, но все ученики и учителя (независимо от преподаваемого предмета) очень хорошо владеют английским. Поэтому у нас не было проблем с общением ни в школе (мы посетили несколько уроков), ни в семьях.

За время встречи и учителя, и школьники-участники программы обмена узнали очень много о жизни простых голландцев, приобрели множество друзей, впечатлений и надолго зарядились положительными эмоциями.

Программа данного школьного обмена официально проходила в рамках международного проекта ASP-net (АШЮ – Ассоциированные школы ЮНЕСКО). Физико-технический лицей №1 г. Саратова имеет статус «Школа-участница проекта АШЮ». Опыт общения был необыкновенно интересным и полезным для всех участников проекта. Призываем всех желающих последовать по нашим стопам и найти себе друзей из других стран. Удачи!

Регина Сосновская,
учитель биологии,
энтузиаст-эколог, член правления саратовской общественной организации «Союз юных экологов»
Апрель 2011, Саратов.